22.09.2016

Вернутся ли в школу астрономия с логикой?

Лучшей прививкой от религиозного фанатизма и мракобесия всегда считалась астрономия. Этот предмет собирается вернуть в школьную программу новый министр образования. Как известно, четверть века назад астрономию выдавили из школы как ненужный предмет. Тогда не приходится удивляться, что научная безграмотность населения зашкаливает.

Возвращение астрономии в школу сопряжено с трудностями. Нет методических материалов, времени на уроки, мотивации, преподавателей, готовых увлечь предметом школьников. Двигать вперед науку и экономику могут лишь умеющие связно и критически мыслить люди, при этом в школьной программе крайне мало обучающих самостоятельному мышлению предметов. Поднимается вопрос о возвращении в российскую школу логики, позволяющей искать неочевидные решения в самых разных областях, от политики до культуры. Логика преподавалась в российских школах до 1917 года, с последующим запретом этого предмета большевиками.

Что интересно, преподавание логики и психологии велось в порядке эксперимента во многих советских школах в 1947 году. Считается, что Сталину внушили мысль, что при умении военачальников рассуждать логически потерь в войну были бы меньше, а восстановление разрушенного хозяйства требует умеющих мыслить масштабно специалистов. Этот эксперимент был свернут Хрущевым, и количество людей, умеющих устанавливать взаимосвязи между событиями и фактами, стремительно сократилось.

Стремление покорять космос пропало, гораздо важнее оказалось умение «сидеть на трубе», невзирая на то, что сырьевая экономика уходит в прошлое, а в завтрашний день попадают страны, конкурентоспособные в наукоемких технологиях. В свете существующих тенденций предложение министра наверняка подвергнется оценке тех, кого тревожит стремительная архаизация общества.