Готовы или нет… Подготовка детей к школе

16.02.2009

Когда до первого учебного года вашего ребенка остается не так много времени, вы начинаете ощущать дополнительную ответственность за будущего первоклассника. В этой связи очень часто родители обращаются к воспитателям детских садов и других дошкольных учреждений с вопросом: готов ли мой ребенок к школе? Как можно определить это?

На самом деле не существует какого-то одного критерия, гарантирующего ребенку лёгкую адаптацию к учебной среде. Школьный успех – это всегда совокупность многих факторов, в числе которых: хорошее физическое здоровье, социальная и эмоциональная зрелость, языковые навыки, способность решать проблемы и творчески мыслить.

Во многом хорошая успеваемость зависит и от соответствия уровня знаний будущего школьника основам школьной программы. Замечено, что обычно преуспевают в учебе те дети, которые приходят в первый класс, уже имея навыки письма и чтения.

Вот несколько рекомендаций для родителей и учителей по дошкольной подготовке и адаптации детей к учебной среде.

Родители могут:

1. Внимательно наблюдать за ребенком, изучать его возможности и каждый день помогать развивать недостающие качества.

Особое внимание следует уделить хорошему здоровью и физическому самочувствию. Детям необходимо полноценное питание, достаточное количество сна, безопасные места для игр и правильное медицинское обслуживание. В дополнение к общемедицинским, зубным проверкам и иммунизациям, дошкольники нуждаются в возможностях осуществлять и развивать координацию. Подвижные игры, бег, прыжки, танцы под музыкальное сопровождение - все эти действия увеличат координацию и помогут улучшить внимательность.

2. Поддерживать социальное и эмоциональное развитие ребенка. Дети, в чьем характере преобладают доброта, терпеливость, позитивный и гармоничный настрой, добиваются большего успеха в школе и уверены в себе, что является важным аспектом формирования общественных навыков. Почаще говорите ребенку, что вы довольны и гордитесь его достижениями. Будьте сами всегда вежливы и учтивы, тем самым вы подадите дошкольнику хороший пример уважительного общения и отношения к окружающим. Дайте ребенку возможность самому проявлять заботу, например, разрешите ему покормить птиц или помочь вам сделать печенье, чтобы поприветствовать новых соседей.

3. Координировать языковые навыки, словарный запас и общую базу знаний дошкольника. Есть много вещей, которые вы можете сделать, чтобы помочь ребенку научиться объяснять и развивать понимание мира. В частности не стоит недооценивать важность развивающих игр. Именно они позволяет детям исследовать, формировать творческие и социальные навыки наиболее эффективно. Также это прокладывает путь и к академическому изучению. Например, дети осваивают ключевые понятия, важные в геометрии, при укладке кубиков, а игра со сверстниками помогает приобрести навыки общения.

Разговаривайте с вашими детьми! Старайтесь все ежедневные действия: прием пищи, уборку игрушек и принятие ванны проводить в постоянном общении. Умение слушать и отвечать ребенку - лучший способ изучить его внутренний мир, выявить возможные проблемы и заблуждения. Подобное внимание также показывает детям, что их чувства и идеи являются ценными. Наконец, читайте вместе с ребенком! Воспитание у дошкольника любви к книгам – это неоценимый дар на всю жизнь!

4. Нежелательно, чтобы ребенок начал ходить в школу с более позднего или раннего возраста. Исследования показывают, что успеваемость таких школьников в большинстве случаев не бывает высокой, даже несмотря на хороший уровень подготовки.

Учителя могут:

1. Быть готовыми развивать разнообразный диапазон способностей, обеспечивать внимание и индивидуальный подход к каждому ребенку.

2. Разработать учебный план и методы, основанные на принципах развития ребенка и обеспечивающие много активных возможностей изучения, с учетом детских возможностей и способностей.

3. Удостовериться, что ожидаемые результаты успеваемости в пределах класса являются разумными и соответствующими возрасту. Даже дети, имеющие хорошую дошкольную подготовку, могут потерять интерес к учебному процессу, если предъявлять к ним слишком высокие требования.

4. Не использовать разнообразные тесты и учебные задания как определяющий критерий развития ребенка. Конечно, очень важно вовремя обнаружить проблему и найти способ решения, но тесты в этом отношении являются малоэффективным средством сразу по трём причинам:
1) Дети часто плохо справляются с заданиями, особенно если они ему неинтересны или непонятны.
2) Маленькие дети растут и узнают новое очень быстро, поэтому полученные результаты могут полностью измениться уже через шесть месяцев.
3) Задания слишком часто составляются без учета языка и культурных особенностей и не могут дать истинную картину навыков и знаний ребенка.