Моделирование коммуникативных ситуаций для формирования умений иностранного делового общения

09.08.2011

Вопрос речевой ситуации и ее моделирование на занятиях по деловому иностранному языку занимает одно из ведущих мест как в научно-методической литературе, так и в практике преподавания иностранных языков. Учебная речевая ситуация рассматривается в методике как совокупность жизненных условий, побуждающих к высказыванию мнений и использования при этом языкового материала. В речевой ситуации происходит апробация образцов и моделей реального иноязычного общения, формируется речевое поведение студентов, мобилизуется их внимание и развивается воображение, оживляется процесс обучения. Эти характеристики ситуации как коммуникативной упражнения полной мере касаются профессионально ориентированного обучения, поскольку через призму моделирования процесса общения в коммуникативных ситуациях можно воссоздать многогранный смысл будущей профессиональной деятельности студентов.

Особенностью моделирования коммуникативных ситуаций при профессионально-ориентированном обучении является то, что преподаватель должен создавать такие учебные ситуации, которые, с одной стороны, имеют профессиональную значимость для студентов, удовлетворяющие их познавательный интерес со профессионального направления подготовки в вузах, а с другой - дают возможность раскрыть и реализовать иноязычные коммуникативные способности, необходимые в деятельности специалистов определенной отрасли, то есть их умение начать и вести беседу, правильно выражать и аргументировать свои взгляды на ту или иную проблему, узнать мнение собеседника, поинтересоваться информацией, уточнить факты или данные, попросить в чем помочь или предложить свою помощь и т.д.. Для этого студентам необходимо овладеть навыками профессионального этикета, сформировать соответствующие черты характера или ментальности, присущие представителям деловых кругов страны, а также изучить правила и нормы поведения общечеловеческого общения и соблюдать их. Чтобы побудить студентов к профессионально ориентированной речевой деятельности и использования при этом необходимого иноязычного учебного материала, им надо строить и предлагать такие речевые и не речевые обстоятельства и условия, в которых они могли бы реально оказаться в ситуации и поступить так или иначе или осуществить перенос на действующую в этих обстоятельствах лицо. То есть в ситуациях студенты могут ассоциировать себя с определенной действующим лицом, роль которой они выполняют, поставить себя на место этого человека в определенных обстоятельствах, а это обогатит их жизненный опыт, поможет приобрести некоторые практические навыки по специальности и развить коммуникативные умения и творческое, нестандартное мышление . Таким образом, коммуникативная ситуация для делового общения - это такое совпадение условий и обстоятельств, когда возникает необходимость решить благодаря общению определенную деловую проблему реальной жизни, принять нужное решение, достичь желаемого результата. Ситуации могут создаваться на основе вербального делового общения и иметь предпосылки для сознательного использования усвоенного профессионального материала на практике.

Основу речевой ситуации ставит определенная проблема, которая отражается в коммуникативном задании, которое, в свою очередь, позволяет эффективно направить речевое поведение студентов для достижения цели общения. Для преподавателя важно понять, как ставить коммуникативная задача, которыми стимулами и поощрениями вызвать у студентов и реализовывать речевые намерения, какой результат можно ожидать. Поэтому на современном этапе актуальным остается создание на занятиях по деловому иностранному языку таких условий и постановка таких коммуникативных задач, которые бы поощряли студентов к сознательному усвоению знаний и творческого применения приобретенных умений и навыков, что возможно лишь при моделировании проблемных ситуаций в обучении. Лишь при таких обстоятельствах студенты будут развивать свое мышление, тренировать память, мобилизовать свой творческий и профессиональный потенциал, что актуально в контексте профессиональной ориентации будущих специалистов определенной отрасли. Поэтому возникает потребность в моделировании коммуникативных ситуаций и реализации их в ролевых и деловых играх, которые дают возможность студентам как субъектам учебной деятельности осознать процессуальный и содержательный аспекты профессионально-ориентированного общения, проявить свою творческую индивидуальность, усовершенствовать свои коммуникативные и организационные способности.

Коммуникативная ситуация своим динамизмом и новизной детерминирует реализацию речевого поведения собеседников в зависимости от тех социально-коммуникативных ролей, в которых оказываются ее участники. Фактор ролевого обучения является ведущим в теории коммуникативного метода, так как игра позволяет студентам легко входить в контакт с игровыми партнерами, находить взаимопонимание и чувствовать их поддержку, смело проявлять свои эмоции и чувства, а также стимулирует формирование нравственных ценностей и мировоззрения.

Следовательно, широкомасштабное моделирование коммуникативных ситуаций как эффективный методический прием отвечает потребностям дня, так как позволяет преподавателю обеспечить высокое качество и эффективность учебной деятельности, создать условия для получения студентами фундаментальных теоретических и практических знаний в вузе. Принимая активное участие в структурированной учебной деятельности типа ролевых и деловых игр и симуляций, студенты генерируют идеи, направленные на эффективное решение проблем реального деловой жизни, осваивают культуру делового общения, проявляют себя как личности, учатся брать на себя ответственность и преодолевать трудности.