Несерьезные вариации на «больную» тему
Министерством образования России в феврале месяце прошлого года на сайте был размещен документ, вызвавший противоречивые мнения и педагогов и представителей общественности. Этот документ представлен в виде «Нового проекта образовательного стандарта в школах».
Знать бы что выбрать
Новая система школьного образования позволит каждому школьнику выбрать предметы, по которым он будет обучаться. Обязательными будут дисциплины: «Россия в мире», ОБЖ и физкультура. По проекту остальные предметы будут сгруппированы в 6 основных направлений— русский язык и литература, родной язык, математика, информатика, иностранный язык, общественные и естественные науки, искусство.
Специалисты, разработавшие и предложившие этот проект, считают, что такая реформа в системе образования позволит существенно снизить нагрузку на школьника. Старшеклассники получат возможность успешно подготовиться для поступления в высшие и средние учебные заведения.
Проектом предусмотрено еще одно нововведение. Планируется изменить форму проведения ЕГЭ. Полученные теоретические навыки ученики старших классов будут сдавать в исследовательском проекте, который позволит раскрыть уровень знаний.
Круглый стол с острыми углами
Общественная Палата Российской федерации провела обсуждение федерального проекта «Стандарты нашей школы. Мифы и реальность» за круглым столом. Профессиональные эксперты, педагоги и представители общественности самым детальным образом изучили и обсудили каждый раздел предложенной экспериментальной разработки.
Большинством мнений присутствующих было определено, что этот проект не может стать основой для стандарта будущей образовательной системы, как не опробованная и не проверенная схема.
Позиции разработчиков, представлявшие на заседании «Круглого стола» проект нестандартного школьного образования, были подвержены конструктивным изучениям и жесткой критике.
Без апробации нет интеграции
По мнению экспертов, для существенных преобразований в системе школьного обучения, необходимо создать первоначальный вариант, который проходил бы экспериментальную проверку в избранных для этих целей школах. После тщательного исследования данной методики, изучения мнений и учителей и школьников, определенной доработки и гарантии их качества, проект можно представлять для массового использования.
Разработка и утверждение проекта, затрагивающего интересы общества, должны производиться после проведения социологического опроса и публичного обсуждения. Грубейшей ошибкой разработчиков стало мнение, что одно ведомство вправе предлагать такую схему разработки. Эксперты считают, что этому должно предшествовать поэтапное рассмотрение конкурсных проектов, выбор самого оптимального варианта, доработка и внедрение его в практику.
Авторы проекта стандартного образования не совсем ответственно отнеслись и к апробации предлагаемой системы. Экспериментировать в масштабах всей страны, не имея учебных программ и учебного материала, является крайне негативным показателем. Напрашивается вопрос: а когда же вы планировали разрабатывать учебный материал? Когда начнется учебный процесс, или когда подойдет время выпускных экзаменов?
Учеба в другом измерении
Необъяснимые со стороны разработчиков и манипуляции внутри предметных областей. Важные элементы в схеме обучения совмещены в один, некоторые разделы точных наук вообще отсутствуют. Базовые и профильные уровни в новом проекте не соответствуют нормативным требованиям. Противоречащие друг другу изложения идей еще раз указывают на то, что методика проекта не имеет под собой проверенной платформы.
Непрофессионально представлена та часть проекта, в которой предложено введение «интегрированной» системы обучения. Фундаментальное ядро содержит в себе минимальный базовый уровень, которым должен обладать выпускник. Новая система обучения предлагает отказаться от этого фундамента знаний. Удивляет тот факт, что авторы проекта с легкостью отказываются от своих взглядов, по-видимому, с самого начала уяснив, что их проект недолговечен.
Садись, три (четыре, пять, шесть)
Одним из главных направлений предложенного проекта стала вариативность — предоставление учащемуся права выбора изучаемых предметов. Однако авторы не представили своих предложений о том, как обеспечить учебный процесс каждого ученика педагогическими кадрами, помещениями, учебным материалом. Практически реализовать эту систему обучения в данные момент не представляется возможным.
Кроме того, не удается найти ответ на вопрос о разграничении основной общеобразовательной программы по уровневому обучению. В каких объемах должна учитываться обязательная часть и та программа, которая формируется участниками образовательного процесса. Несколько уровней образования влекут за собой риторический вопрос — а как оценивать знания учеников? Сколько наборов оценок должно существовать в школе? Немаловажным является и вопрос определения оценок в выпускных классах, при сдаче экзаменов. Ведь на каждом уровне свои требования.
Не совсем понятно регламентирование процедуры выбора предметов. Кто же все-таки вправе принимать решение о выборе — школа или ученик, если по утверждению разработчиков, школа должна иметь один учебный план и один набор предметов. А где же свобода выбора?
Чему тут учат?
Защитники проекта предлагают внедрить программу духовно-нравственного воспитания школьников. С точки зрения экспертов — это повторение «Уроков патриотизма» советских времен.
Да и курс «Россия в мире» вызывает сомнения — каким будет представленный материал курса, чему он будет учить?
Не очень благосклонно участники «Круглого стола» отнеслись к занятиям по НВП и ГО, призванным формировать гражданскую позицию подрастающего поколения.
Луч света в новом проекте
Пожалуй, единственным положительным моментом, отмеченным всеми участниками обсуждения, был вопрос о работе с учащимися. Условно учеников можно разделить на 3 категории: отстающие, средние и талантливые. Каждая категория требует специфического подхода в методах обучения и воспитания.
Особое внимание следует уделять отстающим детям, у которых отсутствует мотивация к учебе и впоследствии они становятся социально опасными.
Школьники-середняки тоже нуждаются в своеобразном подходе.
Особую работу следует проводить с талантливыми детьми.
В рамках предлагаемого проекта эти вопросы раскрыты более конкретно и обоснованно.
Новый проект — в действие
Резонанс от обсуждения данного проекта долго не утихал. Компетентными экспертами и специалистами были внесены предложения, изменения и дополнения в проект. Авторам и разработчикам предстоит полностью перекроить каждый пункт документа. Кроме того, необходимо подготовить переход к процессу апробации новых образовательных стандартов к 2013 году.