Образование как общественное явление, педагогический процесс и социальный институт

11.12.2012


Образование, как общественное явление, представляет собой своеобразный и многогранный процесс, сопровождаемый определенными понятиями и сложными составляемыми.

Наравне с систематизированной и целенаправленной системой обучения человек формируется как личность, приобретая необходимые умения и навыки. Эти факторы ложатся в основу формирования познавательных способностей, отвечающих за индивидуальное мировоззрение, умственное развитие и чувственные ощущения.

Совсем не простое явление

Умение и навыки, способность мыслить, анализировать, сравнивать и оценивать являются основными моментами в процессе деятельности человека. Высокий уровень этих способностей и применение их на практике позволяют личности принимать участие в общественной деятельности общества.

В итоге, под сущностью образования подразумевается организация специального процесса и постоянная передача социально и исторически значимого опыта новым поколениям.

Содержание образовательного процесса является ничем иным, как совокупностью различных функций — умственного и физического развития человека, воспитания поведенческих качеств, усвоение полученного опыта. И как бы не трактовались, в педагогической практике, подходы к содержанию образования, их основной целью, в конечном итоге, становится формирование личности, способной самостоятельно и творчески мыслить.

Взаимосвязь компонентов содержания образовательного процесса ставит на один уровень знания и умения. Они неотделимы друг от друга. Это и определяет сущность педагогического процесса, обеспечение которого зависит от единства обучения и воспитания.

Отдельно взятые понятия обучения человека и его воспитания не могут, даже при самом детально фокусировании, не могут быть применены.

Объекты и субъекты педагогического процесса

Цельное изучение педагогического процесса выявляет все больше возможностей определить основные условия развития и планомерного управления всей системой.
Потребность общества в развитии, воспитании и становлении личности реализуется учреждениями системы народного образования — школами.

Учебный процесс в школах представляет собой целенаправленное и осознанное воспитание подрастающего поколения. Тесное взаимодействие участников этой системы — субъектов — педагогов, воспитателей, администрации, и объектов воспитания — учеников оказывают значительное влияние друг на друга. Различные формы их взаимодействия преследуют одну цель — получение результата в решении образовательных задач.

Педагогический процесс характеризуется несколькими направлениями в своей деятельности. Но основное его предназначение — развитие личностных качеств школьника. Кроме этого, существует целый ряд более мелких, но не менее значимых целей и задач в обучении и развитии детей.

Немаловажными моментами в педагогическом процессе является совокупность связанных внутренне процессов превращения социального опыта в формирование нравственного облика с присущими ему привычками, характером и способностями.

Современная педагогика рассматривает удовлетворение потребностей общества в развивающейся личности как основное направление в процессе воспитания, и определяет возможности общества сформировать необходимые воздействия, качественно влияющие на человека. Индивидуальные особенности личности в окружающем мире с его социальными условиями, нормами и рамками позволяют максимально определить осознание человеком социализации общества. Иными словами, взаимное влияние социальной среды и индивидуальных особенностей представляют собой направление, в результате действия которого определяется индивидуализация полученных знаний и умений.

Социальный институт — форма общественных отношений

Социальный институт, как форма существования общества, призван обеспечивать устойчивость отношений и деятельности людей, живущих в этом обществе. Стабильно развивающееся сообщество возможно только тогда, когда социализация и индивидуализация основаны на единой образовательной базе и превращены в непрерывный процесс личностного развития.

То есть, человеческое сознание формируется под воздействием планомерно направляемой обществом информации в сочетании с усвоенными знаниями, наблюдениями и практическими навыками межличностных отношений.

Роль образования в развитии индивидуальных особенностей отдельно взятого человека и социальной среды исследуется целым рядом наук. Педагогика, социология, психология изучают процессы формирования убеждений в тесной взаимосвязи с практической деятельностью людей.

Образованию, как социальному институту, принадлежит самая важная роль в жизни человека — формализация, упорядочение и стандартизация связей и отношений в обществе.