Как выбрать курсы английского языка

23.02.2007

Начнем с того, что учить иностранный язык можно самостоятельно, в школе, вузе, заочно, с репетитором, на курсах, в языковых лагерях или за рубежом. Если вы – занятой человек, учитесь или работаете, и иностранный язык нужен вам, скажем, для общего развития или профессионального роста, то самый оптимальный вариант его изучения – это курсы.
Курсы – это все организации (за исключением высших и средних учебных заведений), которые занимаются вопросами языкового обучения. Официально они могут именоваться как "языковые", "учебно-методические", "лингвистические школы" или "языковые", "образовательные центры".


Курсы, пожалуй, самая популярная форма изучения иностранных языков. Только в Москве лицензию на преподавание иностранного языка имеют несколько сот организаций, а количество студентов языковых курсов исчисляется тысячами. Можно сказать, что курсы - практически универсальная форма обучения. Обучаться на курсах могут, как дети (от четырех лет), подростки, так и взрослые (любого возраста, профессии и достатка). Вы всегда сможете подобрать для себя подходящий вариант по графику занятий, стоимости и поставленной цели.


Впрочем, при выборе образовательного центра, в котором вы собираетесь изучать иностранный язык, не стоит отталкиваться от стоимости обучения, прежде всего, нужно обратить внимание на качество. А именно? Какими критериями вы можете (и должны) руководствоваться при выборе курсов?

Выбирай, да проверяй. Что нужно знать, что бы выбрать хорошие курсы.


В первую очередь, нужно убедиться в наличии у организации государственной лицензии на право занятия образовательной деятельностью, так как, если ее нет, выяснять о курсах что-то еще бессмысленно. Далее нужно узнать о данном образовательном центре поподробнее, как долго существуют курсы, где находятся, продолжительность будущего обучения, размер групп на занятиях, какой документ выдается по их окончании и самое главное – кто преподает на курсах, по какой методике и с помощью каких учебных пособий.


Лицензия - это документ, который подтверждает, что условия обучения и уровень преподавания на курсах соответствуют определенным государственным стандартам. Без нее курсы не имеют права заниматься образовательной деятельностью. Кроме того, поинтересуйтесь, какие услуги, кроме непосредственно самих занятий с преподавателем, вы получите. Например, бесплатное пользование аудио- и видеокассетами, учебными пособиями, библиотекой образовательного центра, выход в интернет. Уточните общее количество часов курса – все это должно быть изложено в договоре, заключенном между вами и образовательной организацией. Узнайте, какие другие дополнительные расходы вас ожидают.


Многие курсы предлагают возможность обучения в группе или индивидуальные занятия с преподавателем. Индивидуальные занятия, по сути, ни чем не отличаются от занятий с репетитором, однако имейте в виду, что приобретение навыков языкового общения в группе, как правило, эффективнее.
Кстати, можно привести такой пример, что в образовательном центре «Лингва. ру» при обучении используются оба варианта. Грамматику иностранного языка вы постигаете один на один с преподавателем (плюс компьютер, конечно), а умение говорить отрабатывается при помощи групповых занятий.


Размер группы не должен превышать 12-15 человек. Идеальный вариант - 6 или 8, чтобы работать парами. Как рассказала Дина Александровна Гордикова, руководитель языковых курсов при МГИМО, даже в институте в группах иностранного языка традиционно занимаются не больше шести человек, так как иначе преподаватель не успеет пообщаться с каждым.


Продолжительность обучения на курсах варьируется от двух недель до пяти лет. Долгосрочное обучение, как правило, состоит из нескольких самостоятельных программ, длительностью 2-6 месяцев. И если вы думаете о будущем, лучше рассмотреть более длительный вариант обучения с возможностью дальнейшего совершенствования.
Кроме того, при выборе курсов, вы можете столкнуться с тем, что некоторые школы предлагают обучение по интенсивной программе. В этом случае, вы должны уточнить, что имеется в виду: либо в образовательном центре обучают иностранном языку по интенсивной методике (о об этом мы поговорим ниже), либо вам предлагают заниматься по интенсивному графику (через день или еще чаще).


Документ об окончании курсов выдают большинство образовательных центров. Это свидетельства или сертификаты собственного образца, которые могут помочь вам при поиске работы. Для работодателей документ об окончании курсов может служить достаточным доказательством вашей языковой подготовки, особенно если сертификат написан на двух языках и выдан курсами, имеющими определенный авторитет.

Как?


Если вы уточнили все вышеперечисленные вопросы, они, скорее, имеют организационный характер, то теперь самое время задать главный – по какой методике ведется образование на данных курсах. Потому что, даже если вам подходит график занятий и размер группы, неправильно выбранный метод обучения может испортить весь процесс изучения иностранного. Чаще всего, образовательные центры при первом же контакте, говоря о плюсах своих курсов, сами сообщают о методике преподавания. Если же нет, тогда вы спросите об этом. Работая над этим материалом, я посетила несколько языковых центров, использующих разные методики обучения. Какая из них лучше, однозначно сказать нельзя. По каждому методу занимается огромное количество людей, и достигают успеха. Поэтому я не ставлю цель – убедить вас в преимуществе одной методики, но хочу, чтобы вы имели целостное представление об их разнообразии, что, несомненно, поможет вам в правильном выборе курсов.


Хороший преподаватель иностранного языка при обучении всегда использует разные методы, комбинируя и смешивая их, а также импровизируя. Но в основе любого преподавания все равно лежит один из двух классических методов: традиционный и не традиционный.


Традиционный метод или лексико-переводной. С ним хорошо знакомы те, кто изучал иностранный язык в школах и вузах. Основная схема изучения такова: изучаются грамматические правила, применение их на конкретных примерах, далее полученные навыки закрепляются с помощью упражнений. Традиционный метод отлично подходит тем, кого, в первую очередь, интересует письменный английский язык. Тех же, кто учит язык по этому методу, для того чтобы общаться, ждут проблемы: скудный опыт разговорной речи.


С другой стороны, обучение традиционным методом можно рассматривать как первую ступень изучения иностранного языка. Единственное препятствие - продолжительность обучения, так как этот курс редко длится менее одного года.
Коммуникативный метод, который многие воспринимают как нечто новое, на самом деле, тоже можно отнести к традиционным. Именно таким он и являлся на Западе, откуда, собственно, к нам и пришел. В нашей стране сейчас по нему работают почти все представленные в России западные школы. Коммуникативный метод - это комплексный подход к обучению иностранному языку, включающий в себя отработку навыков разговорной речи, восприятия речи на слух, письма и чтения. Причем, коммуникативные занятия проходят в игровой форме, с ролевыми играми. Они нацелены на раскрепощение обучаемого человека, на снятие у него языковых барьеров в общении.
Очень часто, но не всегда, в процессе обучения коммуникативным методом преподавателями выступают носители языка – иностранцы. Таким образом, обучаемый изучает иностранный язык без языка посредника, то есть русского. Что создает эффект погружения в язык и соответственно влияет на эффективность обучения.

Идущие своим путем


Нетрадиционные методы изучения иностранного языка у кого-то вызывают недоверие, у кого-то, наоборот, уверенность в быстром и эффективном овладении предметом. Во всяком случае, будьте осторожны. Некоторые из нетрадиционных методов действительно могут оказаться вполне эффективными, но хочется ли вам проверять это на себе? И уж в любом случае не стоит принимать всерьез обещания "быстро и без усилий", "за 3 месяца" и подобное. Однако, нетрадиционные – это не значит плохие. Есть такие методы, которые зарекомендовали себя только с лучшей стороны.


Интенсивный метод, пожалуй, самый популярный среди нетрадиционных. Про него ходят легенды. Поэтому некоторые недобросовестные учебные заведения пользуются этим и вводят своих клиентов в заблуждение. Они сокращают традиционные программы до нескольких недель и называют это интенсивом, так как многие считают, что главная суть интенсивного метода – именно краткосрочность. На самом деле, интенсивные программы могут длиться и полгода, главное здесь - напряженность учебного графика (не менее трех раз в неделю по 3-5 часов) и специальные приемы (ролевые игры и прочее). Цель интенсива - научить быстро и легко (пусть и не идеально правильно) общаться. Обучаемые с первого урока слышат живую разговорную речь и пытаются говорить сами. Грамматика, как правило, не изучается или изучается факультативно. Таким образом, через пару месяцев, занимаясь 3 раза в неделю и ни в коем случае не пропуская занятий, можно начать говорить на иностранном языке на несложные темы, правда, возможно и с ошибками (как, впрочем, и при любом методе), но зато без всякого языкового барьера.
К интенсивным относятся такие известные методы, как метод Шехтера и метод Китайгородской.


Метод профессора Игоря Шехтера называется эмоционально-смысловым. Основным отличием метода является его направленность на развитие живой речи, что дает возможность каждому говорить так, как ему свойственно говорить в привычных жизненных обстоятельствах, говорить от себя, т. е. выражать свое личностное отношение к событиям, в которых он участвует, живет.


Основная направленность курса — практическое пользование языком в различных формах устной речи — чтении, письме, реферировании, переводе. Основной вид занятий — динамика событий в ходе вариантных этюдов (ролевые игры). В течение интенсива грамматика и другие аспекты языка не изучаются. Данный метод ориентирован на изучения разговорного иностранного языка, поэтому, если вам нужен, письменный, интенсив не для вас. Еще одно «но»: метод плохо подходит для скованных, малообщительных людей, привыкших к традиционным схемам обучения.
Эмоционально-смысловой метод профессора И. Шехтера используется, разумеется, в Авторской школе Шехтера, а также в лингвистической школе "Система-3". Причем, лингвистическая школа "Система-3" пошла еще дальше, усовершенствовав данную методику. Нововведение заключается в следующем: курсы интенсива чередуются с грамматическими занятиями. Как сообщил руководитель школы Арнольд Рубенштейн, занимаясь по методу Шехтера (предполагающему самостоятельное изучение грамматики), преподаватели школы пришли к выводу, что он не применим к большинству занимающихся - приходят учится на курсы, а самостоятельно никто работать не хочет. Поэтому, исходя из собственного опыта, методисты школы предложили проводить групповые грамматические между интенсивами.


Метод профессора Г.А. Китайгородской называется методом активизации резервных возможностей личности и коллектива и основывается на идеях суггестопедии, гуманистической психологии и личностно-деятельностного подхода в обучении. Такое вот сложное описание, хотя на самих курсах заниматься довольно интересно. Потому что его основой является общение, которое рассматривается одновременно как цель и как средство обучения.


Активизация учебной деятельности достигается за счет определенной организации учебного материала, его объема и концентрации, специально разработанной технологии обучения, а также за счет психолого-педагогических средств и приемов, способствующих мобилизации потенциальных возможностей обучающего, обучаемых и их взаимодействия.


На основе метода созданы методические системы краткосрочного многоуровневого обучения иностранным языкам, оснащенные авторскими учебно-методическими комплексами. Разрабатываются модели обучения иностранным языкам и другим предметам для средних школ и высших учебных заведений.
По этому методу работают в Школе Китайгородской, а также на многих других.

Другие собственные методики: по знаменитому, но не очень хорошо известному в России, авторскому методу Берлица работают в московском представительстве "Берлиц Интернейшнл". Еще одна оригинальная методика под названием "Диалог" разработана в Центре языковой психологии. Существует также свой метод обучения и на курсах Denis' School.

Важно кто преподает


Говоря о разных методах обучения, мы уже затронули вопрос, что важно не только как тебе преподают, но и кто, т. е. преподаватели.
Те, кто будут учить вас на курсах, должны быть профессиональными преподавателями. Более или менее гарантировать это может лишь наличие диплома о педагогическом, лингвистическом образовании или западных сертификатов TEFL (IHC, SELTA, DELTA), CEELT, а также опыта практической работы. Одна из этих составляющих может отсутствовать, но никак не более. В противном случае лучше поискать другие курсы.
При выборе курсов часто возникает вопрос, что выбрать - курсы, на которых преподают российские преподаватели или те, на которых преподают иностранцы. Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Если говорить о владении иностранным языком, то, естественно, мало кто сможет составить конкуренцию носителю языка.


С другой стороны, обучение языку предполагает не только хорошее его знание, но и умение преподавать. А это уже зависит от подготовки и опыта конкретного преподавателя, независимо от того, какое у него гражданство и является ли для него английский язык родным или нет. Главное, он должен быть профессионалом.
Далее идет полностью черновой вариант, часть из которого войдет в публикацию, а какая-то часть, видимо, нет.


Желание заниматься английским именно с носителем языка вполне оправданно - ведь таким образом вы сразу входите в контакт с живым современным языком. Для разговорной практики, развития способностей восприятия речи на слух, усвоения разговорной лексики, улучшения произношения англоязычный преподаватель подходит как нельзя лучше.


Курсы, языковые школы и образовательные центры все преподаватели которых - носители английского языка:
· ВКС- International House
· Образовательный Центр Лингва.ру
· Центр Linguarama
· ОЦ Оксфордкраун
· Международный центр обучения
· Школа English School Sunny Plus
· English First
· Саманта
· Школа Language Link

И другие


Главное - насколько умело и эффективно ваш преподаватель использует данные пособия. А это можно узнать либо проучившись с этим преподавателем какое-то время самому, либо выяснив заранее у тех, кто у него занимался.


Самый лучший способ выяснить, насколько уровень преподавания соответствует тому, что написано в рекламном объявлении, это переговорить с выпускниками курсов или с теми, кто на них учится.
Существуют курсы, на которых первое занятие проводится бесплатно. Рекомендуем воспользоваться этой возможностью. А еще лучше - посетить такие занятия на нескольких курсах, чтобы сравнить.


Конечно, трудно по первому уроку объективно оценить качество и уровень преподавания, тем не менее, вы получите представление о том, кто и как преподает, почувствуете атмосферу на занятиях. Не исключено, что впечатления от условий, в которых проводятся занятия, могут оказаться решающими при выборе курсов.
Прежде чем выбрать курсы английского языка, подумайте, для чего вам нужен язык?

 

Вариантов может быть несколько:
для себя - вам необходимо восстановить утраченные навыки, научиться понимать вывески и инструкции, читать книги и периодику, уметь объясниться в зарубежной поездке и т.д.;
для работы - вам нужно пройти собеседование при приеме на работу, общаться с иностранными коллегами, отвечать на звонки, работать с документами и т.д.;
для сдачи международного экзамена - вы хотите учиться в англоязычной школе или университете, работать за рубежом или в иностранной компании в России;
От того, какие цели вы преследуете, напрямую зависит и выбор курсов. Одни курсы предлагают языковые программы, соответствующие большинству перечисленных целей, другие специализируются лишь на одной или нескольких программах.
Поэтому, выбирая курсы, следует убедиться, что услуги, которые они предлагают, совпадают с вашими целями. Тем, кто хочет обучить языку своего ребенка, следует искать курсы, предлагающие детские языковые программы.
Еще один фактор, который играет большую роль при выборе курсов, - это их местонахождения. Приятно, конечно, ходить на занятия и обратно домой пешком, но главное, все-таки - качество обучения.