20.11.2016

Эксперты обсудили идею создания «золотого канона» для школьной программы по литературе

В пресс-центре «Парламентской газеты» обсудили вопрос о создании списка литературных произведений, которые должны войти в программу общеобразовательных заведений.

Еще весной нынешнего года от патриарха Кирилла, являющегося главой Общества русской словесности, поступило предложение создать перечень художественных книг для обязательного изучения. Инициатива была поддержана профильным министерством с оговоркой, что необходимо широко обсудить данный вопрос и учесть мнение общества. В начале текущего учебного года новая глава министерства Ольга Юрьевна Васильева также указала на необходимость введения такого перечня.

Для российских школ данная идея не нова. Литературную программу «перекраивали» в начале 1990-х, убирая из нее идеологическую составляющую. В 2011-2012 спорили о том, нужно ли изучать творения Александра Куприна и Николая Лескова. Нынешняя волна обновления программ, по словам члена комитета по образованию в Госдуме Лидии Антоновой, скорее всего, не последняя. Ведь литература отражает общественное сознание, которое с течением времени изменяется. По мнению депутата, русская классика в списке должна быть в приоритете. Ее ни в коем случае нельзя исключать из программы. Нужно, чтобы учитель заинтересовал учеников классическими творениями. А вот тут-то нужны новые подходы, учитывая образность мышления современных детей.

С точки зрения профессора Лидии Дмитриевской, «бумажные» варианты книг для школьников должны быть с комментариями, разъясняющим юным гаджетоманам, что такое, к примеру, бричка, и рисунком, иллюстрирующим данное слово. Экспертами также высказано мнение о важности популяризации семейного чтения, которое будет помогать ребенку в понимании классических творений.

Однако согласие с введением в программу «золотого канона» высказали далеко не все. Глава независимой ассоциации учителей при профильном столичном Департаменте Е. Морозова считает формирование обязательного перечня произведений преждевременным. Она мотивирует это тем, что в настоящее время дети практически не видят родителей с книгами в руках, у них не сформирована читательская культура, поэтому заставлять их просто «глотать» произведения великих не имеет смысла. Дискуссии по этому поводу продолжаются.