Модель выпускника колледжа

09.12.2010
Выпускник колледжа – это, прежде всего специалист, который:
• владеет объемом информации, соответствующей стандартному профессиональному образованию, необходимой для успешной адаптации в современных условиях жизни и производства; обладает способностью творчески мыслить, разумно действовать и справляться с жизненными обстоятельствами, то есть имеет развитый интеллект и волевые качества;
• обладает сформированными умственными потенциями, необходимыми для успешной учебной и производственной деятельности; способностью оперировать числами; вербальной гибкостью (т.е. легкостью, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова и термины); вербальным восприятием (т.е. способностью быстро воспринимать устную и письменную речь, что предполагает владение необходимым понятийным аппаратом); пространственной ориентацией или способностью представлять себе различные предметы и формы в пространстве (стереометрия); хорошо развитой памятью; ее различными видами, в первую очередь, долгосрочной (осознанной), системной, зрительной, слуховой и образной; способностью к рассуждению, быстрому восприятию сходств и различий между предметами или изображениями, их деталей;
• обладает творческими способностями и системным техническим и экологическим мышлением, развитие которых сориентировано на реализацию успешной деятельности по выбранной профессии;
• умеет анализировать всякую возникшую проблемную ситуацию, прежде чем действовать в ней; использовать альтернативные пути для поисков нужной информации; оперативно принимать самостоятельные решения в условиях дефицита времени; синтезировать информацию; делать выводы; улавливать смысл достаточно сложных идей; оценивать как результат, так и сам процесс работы (решение задачи); предвидеть последствия своих и чужих действий; строить гипотезы; применять идеи на практике; генерировать новые оригинальные идеи;
• обладает высокой любознательностью, богатым воображением и фантазией; умеет видеть ситуацию в целом, в ее движении и развитии; критичен в мышлении; имеет развитое системное мышление; способен разумно рисковать;
• обладает развитыми личностными качествами, имеет реалистические представления по отношению к себе и другим людям, высокие духовные эстетические ценности; обладает адекватной самооценкой, толерантностью; испытывает уважение к людям, способность к сочувствию и к сопереживанию, слабо выраженную агрессивность; настойчив в работе, учебе; умеет отстаивать свои идеи и убеждения («держать удар»); независим в мышлении и поведении; проявляет развитое чувство юмора и уверенность в своих силах и способностях, потребность в саморазвитии, самообучении.
• кроме того: умеет рефлексировать, не только по отношению к себе, но и к профессиональной деятельности, т.е. умеет:
- осуществлять контроль своих действий, в том числе и умственных;
- контролировать логику развертывания своей мысли (суждения);
- определять последовательность и иерархию этапов познавательной и практической деятельности (в процессе обучения, эксплуатации и ремонта оборудования). Опираясь на рефлексию, оценивать свою профессиональную деятельность через поиск ее оснований, причин и смысла;
- видеть в известном неизвестное, в очевидном неочевидное, в привычном непривычное, т.е. умение видеть противоречие – истинную причину движения мысли и совершать осознанное действие;
- осуществлять диалектический подход к анализу ситуации с позиции разных участников процесса;
- преобразовывать полученную информацию или объяснение анализируемого явления, в зависимости от цели и условий;
- применять теоретические методы познания с целью анализа знания, его структуры и содержания.