Что такое предшкольное образование

03.02.2007

Впервые подробные пояснения о том, что такое предшкольное образование и как оно будет развиваться в России, дал заместитель директора департамента государственной политики и образования МОН РФ Игорь Реморенко.

Впервые понятие предшкольное образование прозвучало в конце прошлого года, когда министр образования и науки Андрей Фурсенко представлял Концепцию модернизации российского образования. Непонятный большей части населения термин породил путаницу: некоторые восприняли предшкольное образование как «нулевой» класс, кто-то посчитал, что министр говорил о дошкольном воспитании.

Впервые подробные пояснения о том, что такое предшкольное образование и как оно будет развиваться в России, дал заместитель директора департамента государственной политики и образования МОН РФ Игорь Реморенко.

По его словам, предшкольное образование – термин, который распространен во всем мире. Но для российского уха он не совсем понятен. Нашим традициям ближе понятие – образование детей старшего дошкольного возраста. В основном предшкольное образование осуществляется в детских дошкольных учреждениях, то есть в детских садах. Вместе с тем в последнее время получили широкое развитие так называемые группы подготовки к школе – группы кратковременного пребывания, работающие при школах или учреждениях дополнительного образования.

По словам Игоря Реморенко, есть даже практика организации предшкольного образования даже при вузах, например, при Нижегородской архитектурно-строительной академии.

Существуют качественные методики – например, «Радуга», «Дом радости», «Гармония», «Золотой ключик», некоторые программы, берущие за основу «Монтессори-педагогику». Но есть и такие, которые не только не идут на пользу детям, но и, по мнению психологов и педагогов, наносят определенный вред. Отдельные дошкольные учреждения пытаются опередить события и занимаются с детьми по программе начальной школы. Существуют вполне реальные программы подготовки детей к школе, которые учат дошколят оперировать понятиями оксокаэдр или додекаэдр!

Как показывает практика, ребенок, прошедший такую подготовку, даже если он в 1–2-м классе демонстрирует лучшие результаты, уже с 3-го класса начинает заметно уступать своим сверстникам, прошедшим «правильную» подготовку.

А эта «правильная» подготовка, согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов, должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии ребенка.

Например, развитие мелкой моторики. Ведь недостаток этого навыка влечет за собой не только большие проблемы с письмом, но и в формировании устной речи – физиологами давно доказано, что развитие мелкой моторики связано с речевым центром. Другие, не менее важные способности, которые необходимо выработать у дошколенка, – умение слушать, говорить, общаться в среде себе подобных, организовать свою деятельность.

В настоящее время детское дошкольное учреждение самостоятельно выбирает программу для обучения детей старшего дошкольного возраста. Министерство образования и науки РФ – за вариативность форм и методик обучения. Однако из-за того, что отсутствуют единые правила этой подготовки, в начальную школу дети приходят с навыками чтения и счета, а при этом у 35–40% из них не развита мелкая моторика, у 60% – устная речь. У 70% первоклашек не сформировано умение организовать свою деятельность (специалисты утверждают, именно оттуда, из детства, идут аналогичные проблемы большинства взрослых). Поэтому и возникла необходимость разработать общие рекомендации по образованию детей старшего дошкольного возраста. Основная задача разрабатываемых рекомендаций – создать условия для выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения.

Охват дошкольным образованием

Как рассказали в МОН, уже к концу 2005 года проект рекомендаций будет готов. Благодаря их внедрению планируется уже к 2008 году охватить дошкольным образованием 70% детей в целом по стране. На данный момент этот показатель значительно ниже – 57,6%. Причем специалистов настораживает факт, что в течение последних 10 лет он продолжает неуклонно снижаться. Так, в 1995 году дошкольным образованием было охвачено 64% детей.

В некоторых регионах разрыв в показателях и вовсе выглядит критическим.

Например, 10 лет назад в Дагестане дошкольным образованием было охвачено 98% детей, а на данный момент – только 23%, в Алтае – 88% и 48% соответственно. Есть регионы, например, Владимирская область (83%) и республика Коми (81,6%), где показатели сохранились на достаточно высоком уровне. А на Чукотке и вовсе отмечается увеличение охвата детей дошкольным образованием: с 76% в 1995 году до 92% на данный момент (возможно, это связано с приходом в местную систему образования людей, практикующих программу Монтессори).

Решение проблемы охвата детей дошкольным воспитанием имеет огромное значение, так как от его уровня зависит успешность жизни ребенка. Предшкольное образование занимает третье место (после высшего и начального) по степени важности. По мнению экспертов, из-за неразвитого дошкольного образования экономика недополучает 16–20 млрд рублей ежегодно.

Примечательны в этом отношении международные данные. Охват детей дошкольным образованием у стран 1-й доходной группы – 77%, 2-й – 70%.

"Существует такое понятие, как синзитивный период, – говорит Реморенко. – Возраст, когда дети могут получить определенное развитие, которое невозможно получить в другом возрасте. Если это развитие не будет получено, то в будущем ребенок вряд ли будет успешен в карьере».

Индивидуальный подход

Однако в МОН прекрасно понимают, что одними рекомендациями по методикам обучения проблему с предшкольным образованием не решить. Проблема в том, что дошкольное образование дети в основном могут получать в детских дошкольных учреждениях. Далеко не все дети имеют материальную возможность для посещения этих учреждений. Поэтому одним из важнейших моментов в проекте по развитию предшкольного образования занимает разработка рекомендаций по внедрению механизма дифференцированной оплаты пребывания ребенка в детском саду.

Предполагается, что родители состоятельных детей будут оплачивать услуги по содержанию ребенка полностью.

А семьи с низким уровнем дохода будут получать субсидию, которая покроет недостаток средств из муниципального бюджета. Подобная схема в экспериментальном порядке уже отрабатывается в трех субъектах РФ – Московской, Новгородской и Самарской областях. Распространение опыта дифференцированной оплаты в целом по стране будет способствовать выравниванию возможностей детей из различных социальных слоев для получения предшкольного образования.

Еще один момент, который будет содержаться в рекомендациях МОН, – расширение практики групп кратковременного пребывания, так как не все родители могут или хотят отдавать своего ребенка в детский сад на полный день. Кроме того, такие группы удобнее родителям и с экономической точки зрения – ведь не нужно будет оплачивать организацию питания, прогулок и дневного сна ребенка. На данный момент из 47,8 тыс. детских дошкольных учреждений всего в 3,2 тыс. существуют такие группы.

Также в задачу МОН входит усовершенствование системы повышения квалификации сотрудников дошкольных учреждений. «В некоторых регионах развита практика, когда сотрудники детских садов повышают квалификацию в более успешных дошкольных учреждениях. Такой опыт кажется нам весьма ценным, – отмечает Реморенко. – Мы также планируем подготовить рекомендации по развитию системы повышения квалификации».

Цена вопроса

Считается, что любое преобразование требует значительных финансовых вливаний. Что касается развития системы предшкольного образования, то, по словам Реморенко, на составление рекомендаций для регионов потребуется не более 1 млн рублей. Естественно, что внедрение разработанных программ может потребовать дополнительных, но также незначительных расходов – с 2007 года около 3 млрд рублей из бюджетов регионов РФ.